27 марта на Кафедре русского языка для иностранных учащихся филологического факультета прошли Ломоносовские чтения – 2024.
С докладами, вызвавшими большой интерес у слушателей, выступили:
Бороздина М.А.
“Ранняя лирика И.С. Тургенева: поэтические контексты”
В докладе ранняя лирика И.С. Тургенева рассматривается в контексте русской поэзии 1830–1840-х годов. Выявляется, что в тургеневской лирике этого периода, с одной стороны, отразилось влияние как высокого романтизма — «байронизма», так и вульгарного романтизма в духе Н.В. Кукольника, В.Г. Бенедиктова и др., а с другой — с наступлением 1840-х годов усиливается еще не столь явная социальная направленность.
Вереитинова М.М.
“Медицинская терминология в системе обучения русскому языку китайских учащихся медико-биологического профиля”
В докладе поднимается вопрос о методике работы с терминологической лексикой подъязыка офтальмологии, кардиологии и педиатрии с китайскими учащимися медико-биологического профиля на уроках русского языка; рассматриваются особенности современной медицинской терминологии; анализируются способы терминообразования; предлагаются материалы потенциальных терминологических минимумов подъязыка педиатрии, офтальмологии и кардиологии; предлагаются методические приемы работы с ними на начальном этапе обучения.
Жукова А.А., Потёмкина Е.В.
“Рецепция библейских образов в русской песенной традиции2
В работе рассматриваются константные для русской культуры образы Христа и его учеников, а также характерные для русской песенной традиции христологические мотивы страдания, раскаяния, воскресения, спасения и связанные с ними символы. Доклад содержит анализ текстов песен различных жанров 1970−2020-х гг.: «Я не люблю» В. Высоцкого, «Апрель» группы «Кино», «Прогулки по воде» и «Христос» группы «Наутилус Помпилиус», «Чудак» группы «Сплин» и некоторые другие. На материале текстов песен эксплицируется ассоциативное поле ‘Христос’.
Патаракина Е.О.
“Систематизация наречно-предложных единиц русского языка”
Бифункциональные наречно-предложные единицы – это лексемы, выполняющие в разных контекстах как функции наречия, так и функции предлога (например, вокруг, мимо, после и другие). Опыт анализа данных единиц привел к составлению их обширного реестра. Следующей ступенью описания подобных единиц является систематизация, то есть создание дерева бинарных оппозиций, показывающих дихотомию по тому или иному признаку. Опыту систематизации бифункциональных наречий и предлогов в русском языке с точки зрения их функций и семантических разрядов и посвящен данный доклад.
Сергеева О.М.
“Малые фольклорные жанры в художественной системе русской народной сказки”
В докладе исследуется ряд известных сказок из сборника Афанасьева.
Рассматриваются художественные функции включенных в сказочный текст малых фольклорных жанров – пословиц и загадок, раскрываются их семантические особенности и сюжетно-композиционная роль. Намечена типология сказочных загадок, исследовано их жанровое своеобразие.
Серова Е.С.
“Что такое объегоринг: к вопросу о словообразовательном потенциале форманта –инг в современном русском языке”
В докладе описываются некоторые особенности семантики и функционирования в современном русском языке лексических единиц с конечным элементом -инг и рассматривается вопрос о словообразовательном потенциале данного форманта.