11 ноября 2021 года исполнится 200 лет со дня рождения Федора Михайловича Достоевского. В России весь 2021-й год проходит под эгидой празднования этого знакового юбилея. Однако празднуют этот юбилей не только в России.
В Лиссабонском университете на факультете литературы (Faculdade de Letras da Universidade de Lisboa) 3 ноября в 9:30 состоится международная конференция, на которой можно будет услышать доклад на английском языке доцента кафедры русского языка для иностранных учащихся филологического факультета МГУ, доктора филологических наук Игоря Васильевича Ружицкого “The concepts of ‘fear’ and ‘laughter’ in Dostoevsky’s works”.
Присоединиться к конференции в ZOOM
Подробнее об этом на сайте Лиссабонского университета
Предлагаем также ознакомиться с фрагментом статьи И.В. Ружицкого ‘Страх’ и ‘смех’ Ф.М. Достоевского в журнале “Неофилология” (2021):
Страх, как известно, – это игра воображения. Достоевский, создавая возможные, воображаемые миры, заключил их в поле неопределённости. Для этого он использовал целый арсенал лингвистических средств – как бы, как будто, вдруг и многие другие. Компенсацией этой неопределённости служат многочисленные средства усиления – повторы, амплификация, параллелизмы и т. д. Компенсацией же страха служит смех, который не просто часто сопровождает страх, но и вызывает его.
Достоевский сам боялся этого своего страха перед неопределённостью, хотя сам и создавал её, боялся банальности и пошлости, боялся показаться смешным. В смехе же искал спасения. А ещё – в живой жизни, в «клейких листочках», в красоте, в Христе… Любому демиургу, а Достоевский, вне всякого сомнения (в записных тетрадях писателя мы находим этому прямое подтверждение и, как, на наш взгляд, абсолютно справедливо отмечает И.И. Евлампиев, «…идея о существовании людей, способных каким-то мистическим способом влиять на мир <…> является одной из главных в философских размышлениях писателя» [13, с. 12]), себя считал таковым – творцом, пророком, предсказателем – в той или иной степени просто суждено испытывать страх. Бывает и так, что само творчество является реакцией на страх. Страх демиурга сродни страху любого человека, отягощённого властью, которому просто предначертано бояться. И одна из разновидностей подобного страха – страх перед смехом, страх показаться смешным.