Ломоносовские чтения 2023

10 апреля 2023 года Кафедра русского языка для иностранных учащихся филологического факультета приняла участие в научной конференции «ЛОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ–2023» со следующими докладами:

1. Коммуникативно-прагматическое поле вежливости: формирующий прагматический эффект и структура / доц. Маркова В.А.

Доклад посвящен прагматической категории вежливости. Автор анализирует представление о вежливости, сложившееся сегодня в прагмалингвистике, дает свое определение прагматического эффекта вежливости, формирующего коммуникативно-прагматическое поле,  характеризует структуру этого полицентрического поля (входящие в поле вежливости субполя, ядерные и периферийные средства субполей).

2. «… говорят, сочинители только грозятся — и никогда своих вещей не жгут»: к вопросу об автобиографических мотивах в романе И.С.Тургенева «Новь» / ст. преп., спец. по УМР Бороздина М.А.

В настоящем сообщении предпринимается попытка показать, что в романе И.С. Тургенева «Новь» нашли отражение автобиографические мотивы. В частности, в главном герое произведения, Алексее Нежданове, угадывается фигура самого писателя, который так же, как и его герой в молодости, стыдясь своего стихотворчества, тем не менее, считал этот процесс весьма интимным и исповедальным.

3. Объём понятия сравнение/сопоставление в курсе учебного реферирования иностранных аспирантов филологического факультета / доц. Грекова О.К.

Доклад посвящен разметке задания аудирования иностранных аспирантов филологического факультета. Анализируются мыслительные действия и логические операции, необходимые при написании реферата-обзора по двум научным текстам. Рассматривается процесс формирования умения сопоставлять предметы по множественному признаку. Представлены аспекты сопоставления научных текстов специализации «Филология: Языкознание. Литературоведение».

4. Колобок и Лиса: русские архетипы в рэп-тексте / преп. Жукова А.А., ст.преп. Потемкина Е.В.

Доклад посвящен русским архетипическим образам – Колобка и Лисы – и анализу их вариативной реализации в рэп-тексте. Показано, что нарративный уровень фольклорного (сказка «Колобок») и современного (рэп-песня «Колобок») текстов имеет ряд общих черт, однако на концептуальном (когнитивном) и коммуникативном (прагматическом) уровнях наблюдаются значительные расхождения. Благодаря диалогичному характеру рэпа слушатель/читатель вправе выбирать вариант (или совмещать варианты) прочтения текста песни «Колобок». 

5. Заголовочный комплекс в структуре современного российского медиатекста: прагмастилистический аспект / преп. Рощектаева Т.Г.

6. Русская народная сказка как материал для изучения лексико-семантического поля УМ в иностранной аудитории» / доц. Сергеева О.М.

В докладе обосновывается целесообразность изучения лексико-семантического поля «ум» на материале русских народных сказок. Представлены конкретные сюжеты, демонстрирующие различные ментальные особенности персонажей. Даны рекомендации по адаптации фольклорного материала в учебных целях.